
Мастер вопросников №2, 2014
Ответ: На воздуходувки (ВД) приходится до 50 % энергозатрат в городской структуре водоотведения. ВД, будучи машинами надежными, отрабатывают по 2–3 срока своего морального старения, но при этом существенно теряя КПД. Суточные и сезонные колебания притока сточных вод предопределяют использование управляемых воздуходувок. Основными типами регулирования ВД являются: механическое – поворотом лопаток направляющего аппарата на входе или двойное (на входе и выходе) и электрическое – изменением частоты вращения вала с частотно-регулируемым приводом (ЧРП).
У воздуходувок механического типа регулирования (рис. 1) изменяется подача агрегата, а давление почти неизменно
У частотно управляемой ВД (рис. 2) наоборот, изменение давления опережает изменение подачи
Подбор воздуходувки ведется для совместной работы с системой аэрации. Данная система является системой постоянного давления, т.к. обусловлена высотой столба жидкости в аэротенке. Поскольку характеристика ВД механического типа управления подчиняется той же закономерности, что и система, для которой ВД подбирается, то она имеет преимущество. Именно благодаря совместимости систем зона максимального КПД воздуходувок механического регулирования гораздо шире охватывает диапазон подач (рис. 1), чем ВД с ЧРП, у которых диапазон давлений сужается по горизонтали, т.е. по отношению к подаче (рис. 2). Для аэрации требуется регулировать подачу.
Подбор воздуходувки ведется для совместной работы с системой аэрации. Данная система является системой постоянного давления, т.к. обусловлена высотой столба жидкости в аэротенке. Поскольку характеристика ВД механического типа управления подчиняется той же закономерности, что и система, для которой ВД подбирается, то она имеет преимущество. Именно благодаря совместимости систем зона максимального КПД воздуходувок механического регулирования гораздо шире охватывает диапазон подач (рис. 1), чем ВД с ЧРП, у которых диапазон давлений сужается по горизонтали, т.е. по отношению к подаче (рис. 2). Для аэрации требуется регулировать подачу.
Сравнение компонентов совокупных затрат по ВД двух типов регулирования, выполненное по ряду объектов, проиллюстрировано на рис. 4.
Недавно на рынке появились сверхскоростные, до 36 000 об/мин воздуходувки (СВД) на бесконтактных подшипниках производства ABS-Sulzer, Neuros, Siemens, управляемые частотно-регулируемым приводом. Статистика сервисных затрат в РФ по ним отсутствует, поэтому необходимо учитывать информацию, предоставляемую фирмами, реализующими и изготавливающими оба типа ВД:
• До 98 % компонентов СВД нельзя отремонтировать и приобрести в России, тогда как половина частей механической ВД, включая двигатель, ремонтно-пригодны и заменяемы отечественными комплектующими.
• Срок службы частотно-регулируемого привода, составляющего до 50 % цены воздуходувной установки, ограничен 12–16 годами, т.е. они не вырабатывают весь срок службы ВД.
• СВД работают только на низком напряжении (380–660 В) и во многих случаях требуют дополнительных расходов на трансформацию.
• Генерируемые ЧРП токи высокой частоты приводят к появлению поверхностного эффекта в силовых кабелях, питающих электродвигатель. В связи с этим большинство производителей ЧРП требуют применения кабелей с увеличенным в 3–4 раза сечением токоведущих жил.