О снижении себестоимости в водопроводно-канализационных хозяйствах посредством концепции "7=2"
Затраты на ремонт и обслуживание оборудования — весомый и самый непрогнозируемый компонент себестоимости водопроводно-канализационных хозяйств (ВКХ). Попытки их снижения путем унификации, предпочтению отдельных марок другим при проектировании и закупках малоэффективны, а иногда и порочны. Концепция «7=2» предполагает перенос затрат на ремонт и обслуживание с ВКХ на поставщика техники. По программе «7=2» поставляются насосы, арматура, воздуходувки, аэраторы производства прогрессирующих китайских марок, уже эффективно эксплуатируемых в РФ.
Поставщик берет на себя 7- летнюю гарантию, закладывая в цене менее дорогого оборудования свои будущие затраты на его ремонт и профилактику. При этом цена оборудования не превышает цен Западноевропейских аналогов, имеющих гарантийный срок - 2 года (отсюда название «7=2»). ВКХ может сократить Совокупную стоимость владения (LCC) оборудованием, приобретенным по программе «7=2», на 30-45%.
Ключевые слова: водопроводно-канализационные хозяйства (ВКХ); водоснабжение и водоотведение; совокупные затраты 7=2; совокупная стоимость владения (LCC); доходы и расходы в ВКХ; управление ВКХ; насосное оборудование (насосы)
Управление, с экономической точки зрения, есть поддержание доходов над расходами. Доходы в водопроводно-канализационном хозяйстве (ВКХ) зависят от тарифов и собираемости – мер административных.
Меры по сокращению расходов общеизвестны и представляют собой, в основном, следующие:
- снижение трат на приобретаемую технику посредством конкурсов, аукционов;
- применение энергосберегающего оборудования;
- снижение затрат на обслуживание, ремонт, запчасти посредством унификации марок используемой (закупаемой) техники;
- сокращение персонала и/или фонда оплаты труда.
Меры правильные, но они обладают взаимоподавляющим эффектом.
Проблема 1. Не новость, что импортная техника дороже российской в приобретении, но экономичнее в энергопотреблении. Однако конкурсы, как показывает анализ, не оказывают заметного влияния на ценовую составляющую. Заявленные цены на импортные насосы (Табл.1), приведенные к 1 кВт мощности агрегатов, превышают стоимость покупки автомобиля класса люкс, поделенную на количество кВт его двигателя [1].
Проблема 2. Электроэнергия (Рис. 1) считается наиболее значимой составляющей в сумме затрат за срок службы оборудования (LCC) или в совокупной стоимости владения [2,3,4]. Но выбор техники по критерию энергоэффективности (КПД) вовсе не гарантирует ожидаемого энергосбережения. По мнению зарубежных экспертов [5], 80 % эксплуатируемых насосов работают вне оптимальных значений КПД, потому что подобраны с завышенными на 20—30 % параметрами, в основном по напору.
Подавляющее количество применяемых в России воздуходувок – многоступенчатые, — подобранные под проектную производительность, которая на 30—40% ниже реальной. В результате (Рис. 2) самое энергоемкое в ВКХ оборудование работает с пониженным в 1,15—1,3 раза КПД относительно оптимума[6], и в неустойчивом режиме. Частотное регулирование при этом не помогает [7], так как напор, в основном, используется на преодоление гидростатики. Самые же эффективные одноступенчатые воздуходувки, — одноступенчатые, регулируемые поворотом лопаток в широком диапазоне без понижения КПД (верхняя кривая рис.2), — используются редко, так как на конкурсах они проигрывают в цене.
Проблема 3. Затраты на ремонт и запчасти за срок амортизации оборудования выше затрат на его приобретение в 1,2—30 раз [2, 3, 4]. В журнале «ВСТ», 2011, № 5, приведены данные ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» согласно которым расходы на ремонт и техобслуживание превосходят платежи за электроэнергию в 2,3—2,7 раза1. [8] Недаром на этом прогрессивном предприятии сейчас предпочитают оборудование, выработавшее свой срок амортизации, заменять, а не ремонтировать. В результате в 2010г. затраты на ремонт резко снизились по отношению к расходам на техобслуживание (Pис. 3), а также уменьшилась их общая доля в себестоимости. На 33 %, кроме того, снизились расходы за электроэнергию. Но, даже в 2010 г. cовокупные затраты на ремонт и техобслуживание оказались больше платы за электроэнергию в 2,7 раза.
Многие, с целью снижения расходов на ремонт и техобслуживание, прибегают к унификации, предпочтению отдельных марок другим. Но, сужение выбора при проектировании и закупках порочно, и в итоге оборачивается потерями.
Получается, что известные меры по сокращению себестоимости малоэффективны.
Решение
Предприятия ВКХ существенно выиграют, если сосредоточат выбор на оборудовании с 7-летней гарантией по цене 2-летней («7=2») производства прогрессирующих тайваньских и китайских фирм.
Преимущество 1. Поставщик, неся финансовую ответственность за поломку и износ техники, постарается исключить основную причину этого – работу оборудования не в номинале. А потому, уделит больше внимания правильности его подбора, инжинирингу, монтажу, наладке.
Преимущество 2. Энергозатраты предприятия ВКХ, как показывает анализ, проведенный в отношении насосов (Рис.4), никак не повысятся в связи с применением китайской техники. А благодаря подбору оборудования поставщиком в соответствии с параметрами системы (без традиционного запаса в 20—30 %), должны заметно снизиться.
Преимущество 3. Заботы и затраты предприятия ВКХ по содержанию штата обученных ремонтников, по оснащенности качественными запчастями и специнструментом, по своевременности проведения профилактик, по скачкам цен на запчасти, включающих изменения валютных курсов и инфляцию, перейдут к Поставщику. Расчёты (Рис. 5) и практика [9] показывают, что совокупную стоимость владения (LCC) можно снизить на 30—45 %, применив оборудование «7=2».
Выводы
Известные меры по снижению затрат – конкурсы, выбор энергетически эффективного оборудования, его унификация — не гарантируют результата. Расходы на ремонт и обслуживание техники за период службы выше затрат на ее покупку, а иногда и платы за энергопотребление.
Концепция «7=2» — 7-летняя гарантия по цене 2-летней — способствует снижению стоимости владения оборудованием в ВКХ на 30—45 %.