О выгодах инициативы «7=2»
С.Е. Березин, ген. директор ЗАО «Водоснабжение и водоотведение», МВА
Затраты на обслуживание оборудования являются трудно прогнозируемой и весомой составляющей эксплуатационных расходов, превышающей цену его покупки от полутора до 30 раз [1-3].
Попытки их снижения путем унификации, предпочтения отдельных известных марок другим малоэффективны, поскольку сужение выбора при проектировании, закупке, оборачиваются потерями.
Потребитель существенно выиграет [4], если сосредоточит выбор на оборудовании с 7-летней гарантией по цене 2-летней («7 = 2») производства прогрессирующих тайваньских и китайских фирм. Вот основные доводы тому:
1. Эффективность и надежность оборудования зависит не столько от его марки, сколько от других факторов: в первую очередь, от качества инжиниринга, проекта, монтажа, обслуживания. Если рассмотреть, например, насосы, то причины их преждевременных поломок происходят (рис.1):
40% – из-за ошибок в проектировании и монтаже всасывающих линий [5];
80% – из-за работы вне зоны оптимума по КПД, перегружаясь по мощности, воздействию радиальных или осевых сил и кавитации [6];
31% – из-за неполадок в электрощитах автоматики [7].
Ценовые же соотношения по компонентам насосной установки (нижняя строка рис.1) существенно разнятся с функциональными и весьма зависимы от марки. Поэтому резонно привести их в соответствие, снизив значимость престижа и истории бренда.
2. Расчеты (рис. 2) и практика [8] показывают, что совокупную стоимость владения (LCC) можно снизить до 45%, применив оборудование «7 = 2».
3. Несмотря на ассоциирование многими китайских товаров только с ширпотребом, не он, а продукция машиностроения и электроники стала в российском импорте из Китая статьей № 1, возросшей за 10 месяцев 2010 к 2009 г. на 96,6% [9]. КНР при этом является для России вторым в мире по размерам торговли партнером.
Статистика импорта в РФ насосов в штуках свидетельствует [10], что здесь абсолютным лидером (43%) является Китай (рис. 3), опережающей в 4 раза второго импортера – Германию, занимающую 11% импорта. Это и не удивительно, Китай является крупнейшим производителем насосов, охватывающим 21% мирового рынка потребления этой продукции [11], и российские потребители ими довольны [8].
Столь внушительный отзыв в импорте эксперты объясняют [10] тем, что насосы собственных китайских и тайваньских брендов существенно дополнены изготавливающимися в КНР агрегатами известных европейских фирм.
4. Подход «7 = 2» наряду с прямой экономией несет Потребителю выгоды, заключающиеся:
– в разделении с Продавцом рисков за ошибочность исходных данных, расчетов и подбора оборудования;
– в передаче Продавцу забот по содержанию штата квалифицированных ремонтников, оснащенности оригинальными запчастями и специнструментом, своевременной профилактике, скачкам цен, включающих изменение валютных курсов и инфляцию;
– в повышении прогнозируемости и управляемости своими экономическими показателями.
Следовательно, Потребитель только выиграет, если предусмотрит в своих заданиях на проектирование, конкурсах закупок или техусловиях сторонним организациям оборудование с 7-летней гарантией.
Стратегия «7 = 2» выгодна и Продавцу. За счет предоплаты его будущих расходов, заложенных в повышенной торговой наценке, Продавец быстрее создает и развивает свою нишу, затрудняя проникновение в нее конкурентов.
Наконец, инициатива «7 = 2» интересна и Обществу, поскольку отвечает его стремлениям к росту сферы услуг и одновременно препятствует притоку в страну низкокачественной техники.